Передача голоса по сетям Wi-Fi (Vo-Fi)
Передача голоса по сетям Wi-Fi (Vo-Fi) обеспечивает сотрудникам предприятий свободу передвижения, избавляя их от телефонных проводов, и способствует сокращению затрат на оплату услуг сотовой связи, помогая ИТ-специалистам обосновывать экономическую эффективность внедрения беспроводных ЛВС (БЛВС). Однако задержка с разработкой спецификации на быстрый и защищенный роуминг замедляет распространение средств Vo-Fi на крупных предприятиях, которым приходится делать трудный выбор между информационной безопасностью и качеством передачи голоса. Кроме того, если производители средств Vo-Fi хотят выйти за рамки своих традиционных вертикальных рынков, то им пора отказаться от пагубной привычки разрабатывать и реализовывать фирменные методы выполнения всевозможных функций, начиная от контроля приема вызовов (call admission control) и заканчивая механизмами QoS.
В частности, производителям следует перестать ссылаться на неясности в стандарте SIP (Session Initiation Protocol), оправдывая этим свою приверженность фирменным протоколам сигнализации, применение которых фактически “привязывает” пользователей к их продукции. То, что изготовители трубок Wi-Fi во многих случаях не придерживаются отраслевых стандартов, ограничивает выбор этих трубок и повышает стоимость внедрения решений Vo-Fi на предприятиях.
Увы, проблемные группы черепашьими темпами разрабатывают некоторые спецификации, в том числе на роуминг и выравнивание нагрузки между точками доступа (ТД). Однако организации IEEE, IETF и Альянс Wi-Fi утвердили ряд важных открытых стандартов, которые производители могут использовать для улучшения совместимости корпоративных Vo-Fi-телефонов, инфраструктурных устройств БЛВС и учрежденческих АТС.
Распространению средств Vo-Fi мешают не только опасения пользователей относительно привязки к конкретному производителю. Ограничивающими факторами выступают также проблемы, возникающие в работе этих устройств. Приложения передачи данных, в том числе сервис электронной почты и Web-серверы, редко предъявляют повышенные требования к качеству обслуживания своего трафика. В этом плане гораздо более требовательными являются голосовые приложения. Несмотря на кажущуюся простоту устройства однорежимных Vo-Fi-телефонов, для обеспечения нормальной работы и удобства эксплуатации этих аппаратов необходимо позаботиться об оптимизации их энергопотребления, обработке трафика сигнализации и организации быстрого и безопасного роуминга, а также о контроле приема вызовов и выравнивании нагрузки между ТД. В случае же применения двухрежимных телефонов, имеющих радиоинтерфейс для работы в сотовой сети, нужно еще обеспечить их переключение (hand-off) на АТС компании. Учитывая тот факт, что ТД компании Cisco поддерживает только до восьми активных вызовов одновременно, при большом числе пользователей эти ТД могут быстро перегружаться. При отсутствии в вашей сети поддержки механизмов QoS качество связи по технологиям Vo-Fi может быть не очень хорошим. Учтите, что стандартизированные механизмы QoS довольно медленно внедряются в оборудование для БЛВС.
По нашему мнению, сегодняшние фирменные решения Vo-Fi имеет смысл использовать лишь для определенных вертикальных приложений, там, где они оказываются действительно очень полезными. Большинству же предприятий следует занять выжидательную позицию. Связь по технологиям Vo-Fi не получит широкого распространения до тех пор, пока в этой области не утвердятся ключевые стандарты.